Налоговый консультант

Щенев Олег Викторович

«Вы принимаете решение, моя задача -
помочь Вам выбрать лучшее»

Взгляд налогового консультанта

Взносы в ПФР

Изменение порядка исчисления фиксированных платежей в ПФР в 2014 году. Что изменится для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН «доходы». Взгляд налогового консультанта.

С 1 января 2014 года меняется порядок исчисления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Федеральным законом № 237 - ФЗ от 23 июля 2013 года внесены изменения в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 167-ФЗ), а также статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее Федеральный закон № 212-ФЗ).

Суть изменений в следующем. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию будет зависеть от размера дохода, одновременно имея ограничения по минимальному и максимальному размеру. Минимальный размер взноса в ПФР установлен для лиц, чей доход не превышает 300 000 рублей. В этом случае размер взноса определяется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР (26 %), увеличенное в 12 раз.
Максимальный размер взноса в ПФР не может превышать произведение восьмикратного МРОТ, установленного законом на начало финансового года, за который уплачиваются взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР (26%), увеличенное в 12 раз.
В пределах данного коридора размер взноса будет определяться как минимальный размер взноса в ПФР плюс 1.0% от дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей. Итак, если доход индивидуального предпринимателя в 2014 году составит 600 000 рублей, то расчет фиксированного платежа в Пенсионный фонд будет выглядеть следующим образом: (МРОТ х 26% х 12) + 1% х (600 000 руб. - 300 000 руб.) или (МРОТ х 26% х 12) + 3 000 руб.

Рассмотрим, к каким изменениям в порядке уплаты налогов индивидуальными предпринимателями может привести привязка размера фиксированного платежа к размеру дохода. Сразу оговорюсь, что речь пойдет только об индивидуальных предпринимателях, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом «доходы» и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
До изменений, введенных Федеральным законом № 237 - ФЗ от 23 июля 2013 года, имело смысл уплатить взносы в Пенсионный фонд и Фонд обязательного медицинского страхования еще в начале года. Далее, воспользовавшись механизмом, предусмотренным абзацем 3 подпункта 3 пункта 3.1. статьи 346.21 Налогового кодекса, уменьшить «сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере».
С 1 января 2014 года, при условии, что налоговое законодательство в этой части не изменится, использовать данную льготу одномоментно будет затруднительно. Что касается оплаты минимального взноса в ПФР и взносов в ФФОМС, все можно оставить по-прежнему, т.е. уплатить взносы и уменьшить на них авансовые платежи по единому налогу. После того, как доходы предпринимателя преодолеют планку в 300 000 рублей, необходимо будет начислять дополнительные платежи в ПФР в размере 1% с доходов сверх указанной суммы. И вот здесь главное не забыть, что уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) можно только на «уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере».
При этом надо учитывать, что в соответствии с абзацем 2 пункта 7 статьи 346.21 НК «авансовые платежи по налогу уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом». Отчетным периодом при УСН является первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (пункт 2 статья 346.19 НК). Налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода (года), уплачивается предпринимателями в соответствии с действующим законодательством до 30 апреля следующего года.
Уплата страховых взносов с 1 января 2014 года будет производиться следующим образом. Взнос в ФФОМС, а также взнос в ПФР исчисленный, исходя из размера дохода, не превышающего 300 000 рублей, надо будет заплатить, как и прежде, до 31 декабря текущего календарного года. Та же часть взносов, которая исчислена с суммы дохода превышающего 300 000 рублей, должна быть уплачена не позднее 1 апреля года, следующего за прошедшим расчетным периодом. Расчетным периодом для страховых взносов является календарный год (пункт 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).
Цель столь подробного цитирования норм, регулирующих порядок и сроки уплаты налогов и взносов, состоит в том, чтобы уберечь налогоплательщика от возможных ошибок и обратить внимание на актуальность налогового планирования даже в таком «облегченном» режиме как УСН с объектом «доходы».
Итак, на мой взгляд, предпринимателю целесообразно не ждать наступления 1 апреля для уплаты взносов в ПФР, рассчитанных как 1% от дохода, превышающего 300 000 рублей. Может сложиться такая ситуация, что сумма, подлежащая уплате, будет больше, чем сумма единого налога, исчисленная по итогам налогового периода, которая может быть уменьшена в соответствии с налоговым законодательством. Если это произойдет, то, увы, перенести оставшуюся разницу между суммой единого налога и суммой уплаченных взносов на следующий год будет нельзя. Такой перенос не предусмотрен налоговым законодательством, о чем, в частности, высказалось Министерство финансов в письме № 03-11-11/14776 от 26 апреля 2013 г.
Во избежание финансовых потерь, неизбежно возникающих в подобной ситуации, на мой взгляд, удобнее производить оплату этой части взноса по итогам каждого отчетного периода, допустим, до 15 числа. Эта дата взята как пример, исходя из того, что для уменьшения суммы авансового платежа по единому налогу, взносы должны быть уплачены, а не просто исчислены.
Естественно, что каждый налогоплательщик самостоятельно выбирает график уплаты взносов и налогов в тех пределах, которые очерчены законодательством. По сути, не столь важно, каким образом спланировано исполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами. Главное, чтобы, с одной стороны, налогоплательщик (плательщик страховых взносов) своевременно и в полном объеме исполнял эти обязанности, а с другой стороны, имел реальную возможность воспользоваться налоговыми льготами, уменьшая, таким образом, в рамках закона свои затраты.

В заключение, хотелось бы обратить внимание на одну странность. На мой взгляд, есть некое противоречие между новой редакций подпункта 2 части 1.1. статьи 14 Федерального закона № 212 - ФЗ и новым пунктом 2.3. статьи 22 Федерального закона № 167-ФЗ. Как уже отмечалось, платеж в ПФР, рассчитанный по формуле (МРОТ х 26% х 12) + 1% от дохода превышающего 300 000 рублей называется фиксированным (подпункт 2 части 1.1. статьи 14 Федерального закона № 212 - ФЗ). Это дает право воспользоваться льготой, предусмотренной абзацем 3 подпункта 3 пункта 3.1. статьи 346.21 НК. Однако, новый пункт 2.3. статьи 22 Федерального закона № 167-ФЗ оговаривает порядок распределения между страховой и накопительными частями трудовой пенсии, страховых взносов, которые «исчислены сверх страхового взноса в фиксированном размере». Но если они исчислены сверх фиксированного взноса, то они фиксированными не являются? А раз они не фиксированные, то на них уже нельзя уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу)? Однако плательщиками этой части, исчисленной сверх фиксированного взноса, могут быть только те лица, которые этот фиксированный взнос и платят. А значит, для них появилась некая новая часть, не являющаяся фиксированной.
Наверное, стоит предположить, что такое противоречие будет истолковано налоговыми органами не в пользу налогоплательщиков. Время конечно еще есть, и возможно, пока не стали возникать споры, данное противоречие снимет Министерство финансов, если выскажется по этой проблеме.

По моему мнению, для целей налогового законодательства необходимо применять нормы Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». В статье 1 данного Закона, в частности, говорится, что он регулирует «отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование». Следовательно, если данный Закон определил, что взнос в ПФР, рассчитанный с учетом дохода тоже является фиксированным, значит, его в полном размере можно учитывать для целей, предусмотренных абзацем 3 подпункта 3 пункта 3.1. статьи 346.21 НК.
Как на самом деле сложится практика применения изменений, внесенных Федеральным законом № 237 - ФЗ от 23 июля 2013 года, какую позицию займет ФНС и Минфин, будут ли возникать судебные споры, покажет время.

Текст Федерального закона № 237 - ФЗ от 23 июля 2013 года «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и статьи 14 и 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» размещен на Официальном интернет-портале правовой информации.