Налоговый консультант

Щенев Олег Викторович

«Вы принимаете решение, моя задача -
помочь Вам выбрать лучшее»

Взгляд налогового консультанта

Упрощенная система

Особенности определения расходов. Расходы на управление.

Как известно, порядок определения расходов хозяйствующих субъектов на упрощенной системе налогообложения, с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов» существенно отличается от общей системы налогообложения. Эти отличия не только в «кассовом методе» признания расходов, но и структуре самих расходов.

В отличие от общего режима, расходы «упрощенца» четко регламентированы. Порядку определения расходов посвящена статья 346.16 Налогового кодекса РФ. Данная норма, содержит закрытый перечень расходов и налогоплательщик не вправе использовать для целей налогообложения расходы, не поименованные в данной норме.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту ситуации, у налогоплательщиков порой возникает желание «расширить рамки».

Одной из подобных ситуаций, является внешнее управление. Корпоративное законодательство, позволяет коммерческим обществам передавать полномочия исполнительного органа управляющему. Управляющим может быть как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо. Вполне вероятно, что в определенных ситуациях, привлечение управляющего более целесообразно, однако собственник предприятия встает перед дилеммой: назначить руководителя, что даст возможность учесть в расходах его оплату либо привлечь управляющего, но уже за счет доходов компании.

На первый взгляд подобная ситуация выглядит нелогично, и управляющий, и руководитель выполняют одну и ту же функцию, но для предприятия, с точки зрения налоговых последствий это не одно и тоже.

У налогоплательщиков периодически возникает желание учесть оплату управляющего в расходах для целей налогообложения. Однако, к сожалению, сделать это в настоящее время не представляется возможным.

В 2017 году, Министерство финансов в очередной раз высказалось по данной проблеме. Письмом N 03-11-06/2/2506 от 20 января 2017 г. Минфин высказал следующую позицию: «В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему (коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю).

Пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен перечень расходов, принимаемых при определении налоговой базы к уменьшению полученных налогоплательщиком доходов.

Не предусмотренные пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса расходы при определении налоговой базы налогоплательщиками, выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не учитываются».

Данная позиция согласуется с правовой позицией Конституционного суда, изложенной в Определение Конституционного Суда РФ от 23 июня 2016 г. N 1192-О.

Таким образом, налогоплательщикам, для определения расходов, надо руководствоваться закрытым перечнем статьи 346.16 НК РФ, иной подход повлечет неблагоприятные последствия.